17 мая совершается память священномученика Николая (Тохтуева), протодиакона
В Свято-Никольском храме нашего монастыря его икона изображена в виде одного из восьми клейм пермских священномучеников на большом образе преподобного Сергия Радонежского. Там же – святые наши мученики архиепископ Андроник (Никольский), архиепископ Аркадий (Ершов), игумен Варлаам (Коноплёв), с которыми протодиакон Николай встречался в жизни.
Из доклада на III образовательном форуме «Серафимовские чтения. Память поколений», проведённом Кунгурским Иоанно-Предтеченским монастырем 15 января 2025 года
МОРОЗОВ Вадим Евгеньевич, студент Пермской духовной семинарии, регентское отделение:
НЕ ПОСТУПИТЬСЯ СОВЕСТЬЮ
От сотворения мира происходит битва за Истину. И будет происходить до конца дней его. Господь провозглашает: «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15, 1), «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6). Путь – развитие мира и всего сущего в нём — от Сотворения до самого конца его. Жизнь – нахождение этого сущего в развитии. И, наконец, Истина – утверждение верности этого Учения.
Наоборот же: противник Бога и человека, и всего мира в целом именуется лжецом, льстивым клеветником, т.е. — искажающим, порочащим Божью Истину.
Там, где ложь – действие врага рода человеческого.
Там, где правда – там Божий Свет и Спасение.
Истинность Православной веры от первых учеников Господа нашего Иисуса Христа до дней теперешних утверждается бессчётным числом людей, познавших Свет Истины и ради Него, ради Спасения себя и мира, готовых принять мучения и самою – смерть, но не отступить от слов Спасителя.
***
Сегодня речь о священномученике Николае Тохтуеве, прославленном в 2005 году среди Московских святых. Его именуют Болшевским заступником, Болшево – ныне пригород подмосковного Королёва, где он служил последние 2 года до ареста. Печорским заступником также называют его, т.к. он отбывал незаслуженное наказание и почил в одной из бесчисленных безвестных могил Печорлага.
В то же время, он родился, возрастал, учился, мудрел, служил и прожил бОльшую часть своей жизни именно на Пермской (!) земле. Точнее даже – на Кунгурской. А мы, его земляки – увы, не удостаиваем его своим подобающим молитвенным почитанием. С прискорбием можно заметить, что он незаслуженно малоизвестен в наших краях.
Появился он на свет в 1903 г. в селе Бым, что под самой Белой Горой в семье потомственных кузнецов.
Отец, Василий Николаевич пользовался во всей округе уважением и почетом за мудрость, справедливость и добросовестность. Избирался 12 лет волостным старшиной, членом Осинской уездной управы и даже – депутатом в I-ю Государственную думу от Пермской губернии. Под его руководством были построены десятки новых школ и больниц, в том числе и школа в селе Бым. Он был хорошо знаком с Василием Коноплевым, позже ставшим настоятелем Белогорского монастыря архимандритом Варлаамом, святым мучеником за веру Христову.
Мать, Мария Матвеевна, дочь священника, была великой труженицей и молитвенницей и оказала огромное влияние на воспитание будущего священномученика.
Николай Тохтуев окончил двухклассное училище в посёлке Бым, затем – двухгодичное училище псаломщиков при Архиерейском доме в Перми – в ту самую пору, когда пермскую кафедру возглавлял архиепископ Андроник, впоследствии – священномученик, которого ещё при жизни называли «Огнь пламенный» за его непреклонность в вере.
В 1919 году Николай поступил в Пермскую духовную семинарию, но её не закончил, т.к. семинария Советской властью была через год закрыта. С первых же дней после большевистской революции 1917 года начались гонения на Церковь и священнослужителей – в первую очередь. Именно в это время Николай Тохтуев начал служение Господу.
В 1922 г. обвенчался с Марией Евгеньевной Зорихиной и был рукоположен в сан диакона к Свято-Троицкой церкви с. Ашап. Затем был переведён в с. Уинское, а в 1923 году – в Свято-Никольский храм с. Кыласово близ Кунгура.
С детства Николай обладал абсолютным слухом и хорошим голосом, пел на клиросе. За годы диаконского служения у него сформировался замечательный мощный, в то же время — бархатный бас, славящийся на всю округу.
Епископ Кунгурский Аркадий (Ершов), впоследствии – священномученик, в 1925 году пригласил отца Николая в Успенский кафедральный собор, где тот прослужил вплоть до самого ареста, с 1926 г – в сане протодиакона. Епископ Аркадий ценил отца Николая отнюдь не только за голос, а особо – за доброту, простодушие и нестяжательность.
Это была пора «обновленчества», т.е. попытка внести раскол в православие, создав альтернативную, т. наз. «живую церковь». «Разделяй и властвуй» — таков принцип от лукавого, его служителями во все времена более всего употребимый. Епископ Аркадий (Ершов) был одним из самых ревностных защитников нашей исконной истинной Церкви.
Борьба большевиков с православием не прекращалась ни на минуту. Многих церковнослужителей и просто верующих склоняли доносить друг на друга, не гнушаясь и откровенно выдуманными или искажёнными показаниями. В ходу были штампы-определения, что как клейма «припечатывали» тех, кого советская власть считала своим врагом: в т.ч – «а/с» (анти-советский, -ая, -ое) и «к/р» (контр-революционный, -ая, — ое), коими изобиловали материалы следствий и обвинительных заключений. Часто можно было встретить «совершал а/с и к/р деятельность. Для приговора иногда этого было вполне достаточно.
Далеко не все способны были противостоять такому давлению властей. В 1931 году отец Николай по ложным показаниям был арестован и дал подписку о сотрудничестве с органами НКВД (ОГПУ). Но так и не сделал ни одного доноса, никаких сведений не подавал, что впоследствии также было вменено ему в вину.
Из материалов «дела» на о. Николая: «являясь с 1931 г. секретным агентом органов ГПУ по освещению к/р деятельности церковников и духовенства, он не только не собирал сведений о деятельности последних, но сам вступил в к/р организацию проявлял активную деятельность». Что было неправдой.
В это время Василия Николаевича Тохтуева, как депутата Государственной Думы, лишили избирательных прав. Весьма значительное наказание в советское время. «Лишенцы» — такое клеймо тут же приклеено было к членам семьи Тохтуевых. Николай с братом были отправлены на каторжные работы в т.наз. «тыловое ополчение» под Свердловском (1931-32г.г.).
В 1932 году стартовала 2-я советская пятилетка, которая получила также название «Безбожной»: к 37-му году планировалось полностью ликвидировать в СССР все религиозные учения и исповедания, всех верующих и священников. А, поскольку в Стране Советов плановой была не только экономика, но и машина репрессий, дела на мирян и «служителей культа», как тогда клеймили церковнослужителей, стряпались с исключительной простотой и зачастую – быстротой. Так, по групповой агентурной разработке «труженики» было арестовано 27 человек, в т.ч. – протодиакон Николай. Его полгода продержали в арестном доме, где в камере на 10 человек содержалось 50 (!), в чрезвычайной духоте, смраде, тесноте и сырости. Подышать удавалось по очереди через замочную скважину. Многие там умерли.
Отец Николай остался верен православной вере и Церкви, продолжая утверждать, что является убеждённым верующим человеком и верит в приход в мир антихриста, Второе пришествие Христа, Страшный Суд и предстоящую кончину мира. Но: никаких сроков этих событий он не устанавливал и не предсказывал, вменённых ему в вину «священных писем» не распространял.
В то же время он смело заявлял: «Существование советской власти несовместимо с религией и моими убеждениями, т.к. советская власть проповедует атеизм и безверие». Хотя, с первых месяцев своего правления большевики провозгласили «Свободу совести», т.е. свободное вероисповедание. Это было не единственное их обещание,
Групповое дело т.наз. «церковно-монархической к/р организации» не было достаточно доказано, тем не менее многие из подозреваемых были репрессированы. Отец Николай приговорён к 3-м годам ссылки. Но, поскольку в тюрьме он заболел тифом, наказание было отсрочено. На какое-то время его оставили в покое. По его выздоровлении, семья Тохтуевых, в которой было уже 4 сына, переехала в Подмосковье. Протодиакон Николай служил в храмах Угодского завода (ныне – Жуков), Наро-Фоминска и церкви св. бессребренников Косьмы и Дамиана п. Болшево (Королёв).
В эту пору он брал уроки вокала у самого Александрова, руководителя знаменитого ансамбля, куда отец Николай был приглашен. Прошел также прослушивание и мог быть принят в Большой театр в качестве солиста с хорошей зарплатой. Единственным условием там и там было – уход из церкви. Такое для протодиакона Николая было категорически неприемлемо. Это бы значило отказаться от веры Христовой, променять крест на безбедное существование, комфорт и славу.
В апреле 1940 года в Великую субботу Страстной седмицы он был вновь арестован. Его склоняли написать доносы о «а/с и к/р» деятельности известных ему церковных людей. Отец Николай не дал такой информации, но подписал согласие быть осведомителем. Что это было? Но: уже в понедельник 29 апреля, он является в НКВД с полным отказом от сотрудничества с карательными органами.
«Тов. Начальник, я отказываюсь от своей подписки и давал её лишь только потому что бы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьёй. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага …»
Его собственноручное заявление – это настоящий манифест исповедничества в вере, свидетельство неприятия лжи, сохранения в чистоте совести и решимости принять наказание свыше за свои грехи, даже от рук богоборческой власти.
«Гражданин начальник! Разрешите мне объясниться с Вами письменно, я говорить много не умею по своей необразованности. Что Вы от меня требуете, то я сделать не могу. – Это моё последнее и окончательное решение. Большинство из нас идёт на такое дело – спасти себя, а ближнего погубить – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть честным перед Богом и людьми, ибо когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда нечиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким бы Вы хотели.
… Вы мне обещаете 8 лет за что же? За то, что я дал жизнь детям ведь их у меня 7 человек и один другого меньше. … Хоть я и семейный человек, но ради того, чтобы быть чистым пред Богом я оставляю семью ради Его. Конечно разве не трудно мне оставить такую семью 8 человек и ни одного трудоспособного? Но меня подкрепляет дух мой, вот ради которого я пойду страдать, и уверен, что Он меня до последнего вздоха не оставит, если я буду ему верен. … Так я хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня и я их приму с любовью, потому что знаю, что заслужил их. Вы нас считаете врагами, что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога, но если рассмотреться глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши, вы загоняете нас в царство небесное, а мы этого понять не хотим мы как упорные быки увильнуть хотим от страданий, ведь Бог дал нам такую власть, чтобы она очищала, ведь мы как говориться заелись …»
Так отец Николай отказался от общения с любимой женой, любимыми детьми ради Вышней Любви, о которой учит нас Господь.
Он был приговорён к восьми годам заключения в исправительно-трудовых лагерях Коми АССР, пос. Кожва. Где отошёл ко Господу в 1943 году 17 мая в лагерной больнице. О месте его захоронения известий нет.
В 1957 году он был реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
Матушка Мария Евгеньевна с семерыми детьми прожила долгие годы в той же сторожке при храме (16 кв м). Однако все дети получили образование, были людьми верующими.
В настоящее время жива осталась лишь дочь Вера Николаевна Данилова. Живёт в Королёве, поёт в храме на клиросе. Объездила все места, где бывал отец Николай, собрала материалы для прославления. И в 2005 году это случилось.
В Подмосковном же Степанове при онкобольнице есть храм в честь сщмч Николая Тохтуева.
День памяти священномученика Николая Тохтуева протодиакона – 17 мая.
В Успенском храме Кунгура есть икона священномученика Николая, написанная по заказу его дочери Веры Николаевны Даниловой. А в Свято-Никольском храме его икона изображена в виде одного из восьми клейм пермских священномучеников на большом образе преподобного Сергия Радонежского. Там же – святые наши мученики архиепископ Андроник (Никольский), архиепископ Аркадий (Ершов), игумен Варлаам (Коноплёв), с которыми протодиакон Николай встречался в жизни.