Ежегодно на 27 сентября приходится праздник Воздвижения Креста Господня
Это одно из двенадцати важнейших событий церковного года. Праздник называют Господским, поскольку он посвящен Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.
В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме обрели Крест, на котором был распят Иисус Христос. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня посвящен таким образом событию из жизни христианской Церкви, которого нет в Священном Писании, — о нем рассказывают нам христианские историки.
В нашем монастыре праздник Воздвижения Креста будет отмечаться по такому расписанию:
26 сентября. Пятница
ПРЕДПРАЗДНСТВО ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
9.00 – Часы. Божественная Литургия. Молебен благодарственный. Лития.
16.00 — 9-й Час. Всенощное бдение. 1-й час.
___________
27 сентября. Суббота
ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
7.00 – Часы. Божественная Литургия (в нижнем храме Рождества Иоанна Предтечи).
9.00 – Часы. Божественная Литургия.
16.00 – 9-й Час. Всенощное бдение. 1-й час.
Приглашаем всех принять участие в Празднике, прославляя Животворящий Крест Господень, символизирующий победу Христа над смертью. Вместе с монахинями помолиться за сохранение Православной Церкви и пребывание Отечества в вере. В этот день нередко звучат и более личные молитвы: о здоровье близких; об исцелении от болезней; об обретении семейного счастья, согласии между родными; о возвращении заблудших на правильный путь; о помощи в борьбе с искушениями, страстями, зависимостями; о защите от врагов; об искуплении грехов.
По народным представлениям, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью», поднимаются («воздвигаются») одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято». Победу одерживает правда с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня (Поволжье).
Крест — символ страданий Господа Бога нашего Иисуса Христа, поэтому день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а всё на него — пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, — на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина — тот все свои молитвы убивает». Вот так сурово и уважительно наши предки относились к этому празднику.
В летописях этот день именовался «Ставровым днём» (от греч. «ставрос» — «крест»). Это единственный из двунадесятых праздников Православной Церкви, установленный в память о событии не евангельской истории, а уже христианской культуры — обретении святой равноапостольной Еленой (матерью императора Константина Великого) Честного Креста Христова.
С давних пор на Воздвижение совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвой о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день — так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви — по обещанию, в честь праздника.
В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье — хлеб с поля двинулся».
К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: «Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит» (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки — мужику не беда»; «На Воздвиженье зима с бела гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается: сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».
Замирание жизни зверей и птиц также не оставалось без внимания крестьянина: «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась»; «В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу». Особо отмечалось замирание змей, которые забираются в норы: «Около Воздвиженья змеи цепенеют, перед зимней спячкой»; «Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают». Сигналом к их возвращению служил первый весенний гром, разрешающий им жить на воле. Опасаясь, что змеи заползут на двор, крестьяне запирали ворота и двери, чтобы змеи не спрятались под навозом или в соломе (орловск., тамбовск., владимирск.). Тем не менее в народе верили, что начиная с Воздвижения змеи не кусаются.
К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать её на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье — чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье первая барыня — капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!» Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца».
С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых «капустками», «капустницами», «капустинскими вечерами». Существовало поверье, что если, собираясь на воздвиженский капустник, девушка семь раз повторит: «Крепко моё слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы её зима студеная не знобила! Крепко моё слово, как железо!» — то понравившемуся ей парню приглянется её красота.
В Сибири на капустинские вечёрки приглашались соседки: «И плохая баба о Воздвиженье — капустница». Капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с урожаем капусты как с праздником. Для гостей варилось пиво и готовилось угощение с главным блюдом — «хлебальным пирогом».
«Народный быт»
Источник: http://www.pravpiter.ru/